Движения руками, ногами, головой, мимические выражения и позы, служащие более или менее объективными признаками чего-то, связанного с субъектом, производящим их. Это, например, такие жесты, как постукивание пальцами по столу (признак нетерпения), беспорядочное движение пальцами (признак нервозности), ритмичное покачивание ногой и др. Жесты-симптомы являются непреднамеренными, неосознанными или почти неосознанными. Сюда входят как составная часть и все жесты-манеризмы, но понятие непроизвольные жесты все же намного шире. Человек, не желая и не осознавая этого, передает таким образом наблюдающим за ним собеседникам какую-то информацию. Отсюда следуют два простых совета: если вы не хотите выдать себя, умейте владеть собой; если хотите получше разобраться в своем собеседнике, наблюдайте за его телодвижениями. Приводим список непроизвольных жестов и интерпретацию их смысла, принятую в науке о жестах: 1. Руки за спиной (в положении стоя), причем одна кисть обхватывает другую – высокомерие, самовозвеличивание, уверенность. 2. Руки в бока (ноги несколько раздвинуты) – наглость, подчеркивание собственного превосходства (может быть, мнимого). 3. Руки в карманах – отсутствие интереса к высказываниям собеседника. 4. Покачивание взад-вперед – подсознательная демонстрация пренебрежения к собеседнику, показатель превосходства и нетерпения. 5. Руки на коленях (в положении сидя) или сложенные кисти рук ладонями внутрь – застенчивость или непроизвольная поза почтительности, подчинения. 6. Разминание кистей рук – замешательство, возбуждение, нервозность. 7. Ритмичные движения пальцами сложенных вместе кистей рук – чувство превосходства или рассеянность. 8. Собеседник прикрывает рот рукой при разговоре, опираясь при этом локтем на стол или на свое колено (в положении сидя), теребит мочку уха, потирает веко – сообщение недостоверной информации или неохотное, принужденное сообщение информации. 9. Сцепление рук с одновременным переплетением пальцев – разочарование, стремление скрыть свое отрицательное отношение к чему-то. 10. Собеседник выставляет большие пальцы рук, сложенных на груди, или держа руки в карманах, – ощущение собственного превосходства, самоуверенность. 11. Собеседник держит голову прямо, обхватив подбородок и щеку всей ладонью руки, причем пальцы направлены вверх – ощущение скуки. 12. Собеседник обхватывает подбородок и щеку рукой с полусогнутыми пальцами – проявление интереса. 13. Собеседник обхватывает подбородок и щеку таким образом, что большой палец упирается в низ подбородка, – критическое или негативное восприятие высказываний собеседника. 14. Скрещенные или сложенные на груди руки – нередко неприятие высказываний собеседника. 15. Наклон головы вправо или влево при разговоре проявление интереса. 16. Наклон головы вниз при разговоре проявление негативного отношения к высказываниям собеседника. 17. Собеседник держится обеими руками за колени или сиденье стула (причем голова и корпус тела наклонены вперед) – склонность к окончанию разговора, желание уйти. 18. Собеседник касается пальцем (пальцами) носа – уверенность или смущение от получения неожиданной информации. 19. Поглаживание лба – озадаченность. 20. Почесывание под ухом или за ухом указательным пальцем – неуверенность, сомнение. 21. Собеседник часто переступает с ноги на ногу – внутреннее беспокойство. 22. Собеседник сидит верхом на стуле (лицом к его спинке и держась за нее руками) – выражение превосходства и, конечно, показатель невоспитанности. 23. Собеседник сидит лишь на краю стула – неуверенность в себе, скромность или ненастроенность на длительный разговор. 24. Далеко вытянутые ноги – комфортность и настроенность на длительную беседу. 25. Скрещенные ноги (в положении сидя или стоя) – как правило, неблагоприятный знак (несогласие, готовность возражать, отстаивать свою позицию). 26. Расставленные ноги – отсутствие психологической напряженности, беззаботность, а также показатель не очень высокой степени воспитанности. 27. Частые беспорядочные движения ног (в положении сидя) – психологический дискомфорт, раздражение, обеспокоенность, нервозность. 28. Ритмичное потаптывание передней частью ступни – нетерпение и ощущение скуки. 29. Выпяченная грудь – самодовольство, чванливость и гордость. 30. Откинутая голова – превосходство. 31. Излишняя подвижность лица – свидетельство повышенной живости натуры, беспокойного характера, и наоборот, малая подвижность лица – признак спокойствия, душевной устойчивости, уравновешенности, рассудительности. 32. Собеседник отводит глаза в сторону – смущение, робость, обусловленные неискренностью высказываний. 33. Собеседник смотрит на вас прищурившись – недоверие, отсутствие откровенности при разговоре с вами. 34. Собеседник смотрит мимо вас, как бы не замечая – демонстрация неуважительного безразличия или свидетельство того, что он погружен в собственные мысли и не полностью сосредоточен на теме разговора. К жестам-симптомам относятся также открытая поза (см.) и закрытая поза (см.). Можно не только расшифровывать подобные телодвижения, позы и мимику других людей, но и научиться воздерживаться от них или, наоборот, демонстрировать их (когда вам это требуется) собеседнику.
Кажется, даже не зная реальный подтекст, все равно инстинктивно чувствуешь, что значит то или иное положение тела или поза. Какими бы разными мы ни были, это заложено где-то глубоко в подкорке, и неосознанно воспринимаем действия собеседника именно такими, как нам показывают. Почитать было здорово, спасибо, Настюш!))
Зимнее настроение от Забавушки, спасибо!=)
Любезнейший, смотришь - смотри! И делай дело - жми сюда смело!--->Благодарности нет предела!=)
Кажется, даже не зная реальный подтекст, все равно инстинктивно чувствуешь, что значит то или иное положение тела или поза. Какими бы разными мы ни были, это заложено где-то глубоко в подкорке, и неосознанно воспринимаем действия собеседника именно такими, как нам показывают.
согласна с высказыванием. очень часто бывает, что чтобы человек не говорил, подспудно понимаешь, что он на самом деле хочет сказать или не сказать