Фаи́на Гео́ргиевна Ране́вская — советская актриса театра и кино. Современными журналистами именуется «одной из величайших русских актрис XX века» и «королевой второго плана». В современном общественном сознании Раневскую чаще всего связывают со множеством её собственных афоризмов, большинство из которых стали «крылатыми».
Фаина Раневская афоризмы не выдумывала, она ими говорила, создавая свой индивидуальный мир, в котором удивительно уживались образы несколько деспотичной Лёли из «Подкидыша», грубой мадам Скороход из «Мечты» и интеллигентной Маргариты Львовны из кинофильма «Весна». Кроме того, что Раневской удавалось идеально вжиться в роль, она была гениальным мастером мельчайших деталей, которые позволяют и сегодня говорить о ней, как о великой актрисе. Каждая из многих героинь, которых играла Раневская, имела свои афоризмы и ставшие популярными цитаты. Точно так же как каждому персонажу были присущи свои детали и аксессуары – разнообразные шляпки, зонтики, папироски или даже кружку пива. Все эти детали в совокупности давали такую целостную картину, которая в любом другом исполнении никогда не была бы воспроизведена. Одиночество и не понимание окружающими - вот основной мотив всех высказываний Раневской. Она ни разу не была замужем, но не в этом дело. Актриса была открытым человеком, говорила то, что думает - и, естественно, это многим не нравилось. При этом всем она была очень ранимой и доверчивой, и злобные шутки всего лишь являлись защитной реакцией, попыткой отгородиться от мира, в котором ей никак не получалось научиться жить. Неповторимые идеальные образы, которые создавала Раневская, афоризмы, которые сыпались из их уст подобно дождю, создали совершенно особую страницу в истории советского кинематографа. Страницу, наполненную не только глубоким смыслом, но и добрыми улыбками, особым очарованием и интеллигентностью. Что самое поразительное – актриса Фаина Раневская афоризмы творить и не помышляла, она нигде специально не училась, только школу закончив в своё время, о высшем образовании даже речь не шла. Но главным двигателем Раневской по жизни была жажда познания, сопровождающая её всегда.
От непростого характера Раневской страдали окружающие. Так постоянными придирками она довела до слез Ию Саввину. Но потом звонила с извинениями, которые потрясали величественной откровенностью: «Я так одинока, все друзья мои умерли, вся моя жизнь – работа… Я вдруг позавидовала вам. Позавидовала той легкости, с какой вы работаете, и на мгновение возненавидела вас. А я работаю трудно, меня преследует страх перед сценой, будущей публикой, даже перед партнерами. Я не капризничаю, девочка, я боюсь. Это не от гордыни. Не провала, не неуспеха, я боюсь, а – как вам объяснить? – это ведь моя жизнь, и как страшно неправильно распорядиться ею». Острый ум и быстрота реакции прославили Фаину Георгиевну едва ли не больше киноролей и работ в театре. За ней записывали, ловили каждое её слово и… боялись. Потому что высказывания Раневской порою звучали как приговор. Особенно доставалось главному режиссёру Театра им. Моссовета Юрию Завадскому, с которым у актрисы были непростые отношения. После награждения Завадского медалью Героя Социалистического Труда Фаина Георгиевна в присутствии всей труппы произнесла: «Ну и где же наша Гертруда?» А зная его отношение к себе, говорила: «Завадский простудится только на моих похоронах». Фаина Георгиевна защищалась от реальности как могла - в частности, она во всем старалась увидеть смешное. Именно поэтому она стала для нас, после многочисленных публикаций ее высказываний и афоризмов, одной из самых потрясающих женщин ушедшего столетия. Своим ироническим талантом она воспользовалась настолько полно (в отличие от таланта артистического), что даже сейчас мы бездумно повторяем многие ее фразы: Это ли не есть истинное бессмертие? О Раневской написано многое - биографии от разных авторов, воспоминания ее современников и исследования потомков... Но нигде ярко так не чувствуется ее личность, не видны ее предпочтения, антипатии и отношение к жизни, как в ее собственныхвысказываниях. Именно для этого, вместо дотошного повторения записок ее биографов и перечисления вех ее жизни, мы просто приводим здесь некоторые из ее шуток, афоризмов и фраз. Прочитав эти строки, вы найдете в них все, о чем говорит и о чем умалчивает официальная литература о Раневской.
Цитаты:
1.Всю жизнь я страшно боюсь глупых. Особенно баб. Никогда не знаешь, как с ними разговаривать, не скатываясь на их уровень.
2. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на диеты, жадных мужчин и плохое настроение.
3. Женщина, чтобы преуспеть в жизни, должна обладать двумя качествами. Она должна быть достаточно умна для того, чтобы нравиться глупым мужчинам, и достаточно глупа, чтобы нравиться мужчинам умным.
4. Одиночество — это когда в доме есть телефон, а звонит будильник.
5. Если человек тебе сделал зло, дай ему конфетку. Он тебе - зло, ты ему - конфетку. И так до тех пор, пока у этой твари не разовьется сахарный диабет.
6. Все приятное в этом мире либо вредно, либо аморально, либо ведет к ожирению.
7. (Администратору, заставшему ее в гримерке абсолютно голой) Вас не шокирует, что я курю?
8. — Почему женщины так много времени и средств уделяют своему внешнему виду, а не развитию интеллекта? — Потому что слепых мужчин гораздо меньше, чем умных.
9. — Я обожаю природу. — И это после того, что она с тобой сделала?
10. — Звонок не работает, как придёте, стучите ногами. — Почему ногами? — Но вы же не с пустыми руками собираетесь приходить!
Мне нравиться как она писала свою автобиографию "Я-дочь небогатого нефтепромышленника..." и еще Ребенка с первого класса надо учить науке одиночества. А самая любимая: Жизнь - это затяжной прыжок из п...ды в могилу.
Боже, какая же эта женщина была огонек! Столько позитива, столько юмора, как же я люьлю ее сарказм! Скольким женщинам она показала что в жизни нет места огорчению! Преклоняюсь!